«Борьба за ПЦУ»: Как православный приход в Крутах перевели к раскольникам

      Комментарии к записи «Борьба за ПЦУ»: Как православный приход в Крутах перевели к раскольникам отключены

Для современной украинской государственности существует ряд знаковых событий, дат, мест, которые, по мнению новой политической элиты — так называемого «политикума» — играют роль «священной коровы». Таковой является дата 29 января 1918 года, когда произошел бой в районе села Круты Черниговской области (130 км к северо-востоку от Киева) между отрядами красноармейцев и вооруженными формированиями армии Украинской народной республики, которые пытались остановить продвижение к Киеву большевиков.

Впрочем, указанное событие не сказалось на последовавшей военной кампании, события обросли мифами, искажениями фактов, «ошибками» в оценке количества погибших. В украинской историографии, публицистике, художественной литературе и политике событию приписывают особое значение, представляя его как пример героической борьбы украинцев, не пощадивших жизни ради независимости. Словно как майданная «небесная сотня».

В 2006 году на железнодорожной станции Круты был официально открыт президентом Украины Виктором Ющенко Мемориал памяти героев Крут. А еще ранее, в 1995 году, опять же в торжественной обстановке, на месте захоронения 18 погибших украинских юношей на Аскольдовой могиле в Киеве был установлен крест с мемориальной доской.

Современная украинская власть помпезно празднует это событие общей гражданской войны в России начала ХХ века. Регулярно. На 100-летии события в прошлом году были особые торжества с участием первых лиц украинского государства.

В 1918 году новой украинской власти были нужны свои герои, как были они нужны «отцам» Февральской и Октябрьской революций. В России в свою очередь тоже были многолюдные торжественные братские захоронения героев или жертв (кому как угодно) гражданской бойни — на Марсовом поле в Петрограде и Красной площади в Москве, соответственно. Все это — горькая правда национальной гражданской бойни начала ХХ века, где не оказалось ни победивших, ни проигравших.

Однако отголоски событий 1918 года не дают покоя некоторым горячим головам на Украине, хотя, казалось бы, по их статусу, статусу священнослужителей им стоило вести себя более сдержанней. Миролюбивей, что ли.

«Круты завершили свою борьбу за Поместную церковь, единогласно проголосовали! МПшникам не помогли и титушки. Все будет ПЦУ». Баннер такого содержания висит на личных страничках в «Фейсбуке» многих архиереев так называемой «Православной церкви Украины», активных «игроков» в церковную независимость. В частности «архиепископа» Черниговского и Нежинского Евстратия (Зори), бывшего «главного рупора» Филарета (Денисенко), а ныне основного пропагандиста ПЦУ.

Информация, которую в интернет первым 6 июля 2019 года запустил священник ПЦУ Сергей Чутченко, уже растиражирована в информационных агентствах Украины. В частности, РИСУ (Релігійно-інформаційна служба України) так приводит пафосные слова этого священника:

По его словам, небольшая часть людей осталась в УПЦ МП.

История со Свято-Михайловским храмом в Крутах, который принадлежит УПЦ МП, длится с февраля месяца. 26 февраля 2019 года на собрании села несколько активистов подняли вопрос о переходе религиозной общины УПЦ МП в ПЦУ. Председатель сельского совета Виктор Македон, руководствуясь действующим законодательством Украины, вопрос на рассмотрение не поставил и закрыл собрание территориальной общины.

Одним из инициаторов перехода храма в ПЦУ как раз и является Сергей Чутченко из районного города Нежин. На том самом первом собрании на просьбу журналистов предоставить удостоверение клирика он ответил, что не имеет такового при себе. Тогда Чутченко еще принадлежал к структуре Денисенко УПЦ КП, а с начала лета уже перебрался в ПЦУ.

Потом была и вторая попытка Чутченко, которая также оказалась неудачной. С третьей он уже празднует победу в «Бою под Крутами».

Что же на самом деле произошло 6 июля в Крутах? Об этом рассказал настоятель Свято-Михайловского храма протоиерей Василий Вильховецкий. Он напомнил, что переход общины в иную юрисдикцию «осуществляет религиозная, а не территориальная община, т.к. на территории живут адвентисты, баптисты, свидетели иеговы, равнодушные… Этот закон даже подписал парламент и Порошенко… Тех, кто помогает храму, они (захватчики) называют „титушками“, а кто приезжает с ними, они называют патриотами».

Во время так называемого собрания во главе с Чутченко настоятель храма протоиерей Василий Вильховецкий вместе со своим приходом молился в церкви. Лишь несколько прихожан пошли в местный ДК, где заседал Чутченко, для ознакомления с обстановкой. Там то, а не в храме и собрались сторонники ПЦУ, а также понаехавшие на автобусах для их поддержки боевики.

Всего на собрании зарегистрировались 119 человек, из них 114 проголосовали за присоединение к ПЦУ (хотя, по словам настоятеля, число сидячих мест в ДК не более 100, да и то они не все были заняты). Остальные пять не были против, не были за и не поднимали руки за «воздержались» — просто не проголосовали. Однако, стоит отметить, что не все голосовавшие оказались прихожанами храма. Также на сегодняшний день в Крутах имеют право голоса около 800 человек, поэтому проголосовавшие 114 — не большинство.

Так называемый переход прихода села Круты из УПЦ МП в ПЦУ происходил с нарушением закона — об этом заявил юрист прихода храма. По его словам, с точки зрения закона данное решение является ничтожным, и в данной ситуации имело место нарушение устава. «По сути, решение является незаконным», — пояснил юрист.

Так называемое собрание религиозной общины, которого проходило под прикрытием ВО «Свобода» и «Правого сектора» в сопровождении полиции, уже на площади, перед ДК стало полем для выяснения отношений между двумя сторонами. Пока словесной.

Активисты «Свободы» планируют насильно перевести храм Украинской православной церкви в Крутах в ПЦУ. Приехать в поселок и «помочь» в переходе общины призвал кандидат в народные депутаты от «Свободы» Владимир Брюховецкий, для которого все это — предвыборная игра.

В самой же церкви прошло богослужение в канун Рождества Иоанна Предтечи. Вся служба велась, как положено — на церковнославянском, настоятелем храма Московского патриархата.

Выходит, общину УПЦ МП в Крутах «перешли» в ПЦУ только в украинских новостях, хотя на самом деле она осталась тем же, где и была, и продолжает богослужения для своей паствы.

Сергей Кулаков