В ходе состоявшегося накануне, 13 июня, видеомоста «Москва — Баку» эксперты России и Азербайджана обсудили реализацию проекта международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», а также перспективы региональной интеграции. Модератором мероприятия на бакинской и московской площадках выступили президент исследовательского центра Unec Фархад Амирбеков и исполнительный директор Политологического центра «Север — Юг» Анжелика Трапезникова, предаёт в пятницу азербайджанское информагентство Trend.
В ходе обсуждений эксперты двух стран обменялись мнениями относительно перспектив создания новых региональных транспортных коридоров и подключения партнеров из стран Южного Кавказа к интеграционным проектам с участием России.
Российский политолог Александр Караваев, выступая с докладом на тему «Транспортный коридор „Север — Юг“: реалии транзита и перспективы трансрегиональной интеграции», заявил о том, что МТК «Север — Юг», который находится на начальной стадии реализации, сохраняет свою актуальность в нынешних реалиях с точки зрения управления железнодорожными грузопотоками. Эксперт отметил, что идея подключения стран-партнеров к транспортному коридору крайне актуализировалась с точки зрения трансрегионального сотрудничества.
Российский эксперт Станислав Притчин привлек внимание к тому, что проект «Север — Юг» представляет важность с точки зрения геополитики и в то же время нацелен на реальный сектор экономики. По его мнению, в мире одним из главных трендов является регионализация.
Эксперт отметил, что Азербайджан для экспорта своей продукции и налаживания транзита через собственную территорию проводит диверсифицированную политику и делает это весьма успешно.
В бакинской студии видеомоста были высказаны мнения азербайджанских экспертов относительно перспектив данного проекта и внешних факторов, оказывающих непосредственное воздействие на его реализацию. Так, главный редактор информационного агентства Day.az экономист Эмин Алиев предложил рассмотреть значимость МТК «Север — Юг» по нескольким направлениям.
По его словам, проект необходимо рассматривать в рамках сотрудничества России и стран Центральной Азии, Азербайджана и России, а также в формате Россия — Азербайджан — Иран. Эксперт отметил, что крупнейшая закавказская республика имеет удачный опыт в выстраивании двусторонних и многосторонних форматов сотрудничества с различными странами региона.
Как отмечали участники экспертного мероприятия, проект «Север — Юг» преимущественно «завязан» на территории стран Евразийского экономического союза. Однако Азербайджан, в том числе в рамках работы зон свободной торговли на пространстве СНГ, может придать этому проекту возможности выхода на Турцию через Южный Кавказ. Иранское направление проекта также будет реализовано через возможности Азербайджана по линии железной дороги Решт — Астара — Казвин. Таким образом, Азербайджан становится ключевым узлом МТК, что существенно расширит логистические и инфраструктурные возможности страны, подчёркивалось во время обсуждения.