Историк: Транзит калининградцев как новый способ Литвы выбить деньги с ЕС

      Комментарии к записи Историк: Транзит калининградцев как новый способ Литвы выбить деньги с ЕС отключены

Литва воспользовалась проблемой калининградского транзита, чтобы выбить с Брюсселя урезанное финансирование. Такое мнение сегодня, 26 декабря, EADaily высказал политолог из Калининграда, кандидат исторических наук Владимир Абрамов, комментируя требования Литвы к ЕС доплатить за проезд россиян в Калининградскую область.

«Транзит в Калининградскую область и обратно здесь выступает лишь поводом для очередных тёрок между Брюсселем и Вильнюсом по вопросам финансирования. Нас, жителей Калининградской области, и России в целом вся эта свистопляска в принципе не касается. Это сугубо внутреннее дело ЕС», — сказал Абрамов.

Он уточнил, что, как известно, ЕС принял решение переориентировать бюджетные дотации в следующем периоде (2021−2027 гг.) с — «много о себе воображающей посткоммунистической Восточной Европы» — на юг, где средиземноморские страны сражаются с наплывом мигрантов.

«Поэтому прибалты и прочие поляки теперь изобретают способы хоть как-то эти вливания увеличить. Вообще трудно понять, за каким чёртом ЕС что-то платил Вильнюсу по поводу обеспечения калининградского транзита, т.к. ездим мы за деньги, а обязанность содержать свои железнодорожные магистрали в порядке никто с Литвы не снимал», — заметил историк.

«Что же касаемо расходов на содержание погранохраны (типа наспех созданного батальона для борьбы с „зелеными человечками из калининградского поезда“), то это собственная блажь литовских политиков. Хотят в ЕС за нее платить — кто мы такие, чтобы запретить богатым людям выбрасывать деньги на ветер?» — иронически подытожил Владимир Абрамов.

EADaily дополняет, что накануне МИД Литвы заявил, что Евросоюз выделил на 2021−2027 гг. 139 млн евро на обеспечение транзита россиян через Литву. Ранее на реализацию этой же программы ЕС выделял 157 млн евро. Официальный Вильнюс просит Брюссель компенсировать «выпавшие» 18 млн евро. «Специальная транзитная схема на 100% финансируется из средств ЕС, поэтому должно быть обеспечено адекватное финансирование», — говорится в коммюнике МИД Литвы.

Напомним, что упрощенная визовая система транзита граждан России из и в Калининградскую область через страну ЕС Литву заработала в ноябре 2002 году. Тогда в Брюсселе было подписано совместное заявление Российской Федерации и ЕС о транзите между Калининградской областью и остальной территорией России. Стороны признали «уникальность положения Калининградской области как части Российской Федерации, отделенной от остальной территории Федерации другими государствами», а для снятия «озабоченностей обеих сторон» стороны договорились ввести т.н. упрощённый транзитный документ (УТД) и упрощённый проездной документ на железной дороге (УПД ЖД) для путешествия россиян из Калининградской области в другие российские регионы.

За эти годы «калининградский транзит» через Литву не выявил принципиальных недочётов, которые говорили бы об неэффективности системы. По словам главы представительства МИД РФ в Калининграде Павла Мамонтова, «за эти годы всё отлажено до автоматизма». В течение 28 часов гражданин России, не имеющий шенгенской визы, может получить упрощённый проездной документ по железной дороге, а в течение семи рабочих дней — упрощённый транзитный документ для путешествия на легковой машине, с ограничением находиться на территории Литвы не более 24 часов.

«Бывают проблемы, когда семья при покупке билетов забывает предоставить персональные данные на некоторых членов семьи, чаще всего, на детей. Но никто их не высаживает с поезда во время проверки на границе. Литовские партнёры решают вопросы положительно, как говорится, по-человечески», — цитирует российского дипломата портал «НьюсБалт».