Мы продолжаем изучение деятельности сетевого журналистского сообщества «Баренц Пресс» как инструмента «мягкой силы» норвежского трансграничного Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР). Вот наши предшествующие публикации на эту тему.
Лживые протесты «Баренц Пресс» и Бабченко как эталон «антифейковости»
От Екатеринбурга до Шиеса: «независимая» журналистика провоцирует протест
Мы уже писали о ежегодной встрече журналистов стран БЕАР под эгидой «Баренц Пресс», прошедшей в этом году в Тромсе (Норвегия) в начале мая 2019 года. В этой связи не трудно определить, что ежегодные конференции «Баренц Пресс» или проводимые этой организацией семинары для журналистов — это довольно закрытые для внешнего мира мероприятия. Отсутствует прямая трансляция. Нельзя найти в сети и записей заседаний, кроме коротких информационных видеосообщений о мероприятии.
Однако на ресурсе YouTube мы нашли единственную трансляцию — это видеозапись ежегодной конференции «Баренц Пресс» — 22-й по счету, состоявшейся в Архангельске 28 апреля 2017 года. Ее содержание и позволяет нам дать оценку содержательной части одного мероприятия «Баренц Пресс».
В 2017 году Архангельск был выбран местом проведения конференции «Баренц Пресс» из-за ротационного председательства Архангельской области в Региональном совете БЕАР. Поэтому заседание «Баренц Пресс» в Архангельске провели в конференц-зале правительства Архангельской области — при том условии, что проведение форума было профинансировано норвежским Баренц-секретариатом в размере 440 тыс. крон (около $ 46 тыс.). На конференции «Баренц Пресс» в Архангельске присутствовали 130 журналистов из стран БЕАР. Заявленная тема конференции — «Власть светская и власть духовная».
Конференцию открыл губернатор Архангельской области Игорь Орлов речью чисто церемониального характера.
Следующее выступление было посвящено теме поморской торговли — ключевой для исторической идеологии БЕАР. Поморская торговля — это факт существования в историческом прошлом как бы реального Баренц-региона с общей трансграничной историей. И тут мы фиксируем первый прокол у организаторов конференции: в качестве докладчика по теме поморской торговли был представлен «историк» Михаил Копица.
Однако Копица — никакой не «историк» (где его научные исторические труды?), а обычный школьный учитель истории в Архангельске — пусть амбициозный и с известным апломбом. По этой причине по содержанию доклада видно, что учитель Копица не владеет материалом по теме поморской торговли (он не знает ни базовых источников, в частности российских правовых документов, ни историографии вопроса). В итоге доклад учитель Копица завершил ложным (фейковым) выводом: большевики и Сталин ликвидировали поморскую торговлю, закрыв страну от внешнего мира. В случае с поморской торговлей Копица создает очередной антисоветский миф. На самом деле в начале августа 1914 года в связи с началом Первой мировой войны власти Российской империи издали указ о запрете вывоза хлеба за границу. Эта общая для империи мера, не направленная конкретно против поморской торговли, лишила ее основного, ранее разрешенного к вывозу товара — зерна и муки, кстати производимых отнюдь не поморскими крестьянами.(1) Из-за этой меры поморская торговля стала невозможной. Окончательно поморская торговля была добита финансовым крахом Российской империи 1917 года. Не осталось финансовых ресурсов для ведения поморской торговли, а финансовые учреждения в Норвегии, накапливавшие рубли, разорились. По отношению к этому краху введение Совнаркомом государственной монополии на внешнюю торговлю декретом СНК от 22 апреля 1918 года «О национализации внешней торговли» было уже вторичной мерой.
Через какое-то время после описываемой конференции в Архангельске учитель Копица повторил свой антисоветский миф о финале поморской торговли в интервью норвежскому каналу NRK Finnmark. Кстати, в этом интервью простоватый школьный учитель из Архангельска по недоразумению был представлен «профессором истории». В результате этот антисоветский миф от учителя Копицы принят в настоящее время норвежцами как реальный факт, в частности организаторами ежегодного культурного мероприятия в норвежском городе Варде — Поморского фестиваля. И на других ресурсах фейк от Копицы подается норвежцами как реальный исторический факт.
Архангельский учитель истории Копица вообще склонен к созданию исторических мифов, которые он подает как «факты», однако взятые им с потолка.
Почему «Баренц Пресс» пригласил в качестве докладчика некомпетентного в теме региональной истории учителя? Все очень просто — из-за его скандальной политизированности и тесного сотрудничества с агентом Баренц-секретариата в Архангельске — почетным норвежским консулом Андреем Шалевым. В 2014 году учитель Копица оказался в центре скандала, расписанного на «Радио Свобода»: «Еще до аннексии Крыма, в разгар противостояния на киевском Майдане, учитель истории гимназии № 3 из Архангельска Михаил Копица на одном из своих уроков объяснил детям, что расценивает происходящее на Украине как революцию, а также высказался против российского военного присутствия в Крыму». По собственному признанию, учитель Копица формирует у своих учеников «критическое мышление», т. е., как сказали бы в ХIХ веке, воспитывает «нигилистов».
Учитель Копица периодически выступает с комментариями по разным поводам и интервью на «Радио Свобода». В частности, в декабре 2017 года Копица создал информационный повод своей лекцией в региональном штабе Навального в Архангельске.
Вернемся к описываемой конференции «Баренц Пресс» в Архангельске. Вот его следующее выступление. О чем? Разумеется, по теме ГУЛАГа, а как же без нее… Перед собравшимися выступила тележурналист ГТРК «Поморье» Светлана Синицына. Она показала собравшимся на конференции фрагменты из своего фильма-интервью 2011 года «Спецпереселенцы». Первыми в теме спецпереселенцев в Архангельскую область в этом фильме идут, разумеется, поляки.
Третий сюжет на конференции «Баренц Пресс» — это выступление журналиста Валерия Поташова из Карелии. Поташов представил сначала свой онлайн-журнал «Черника», а потом стал высказываться по делу «карельского блогера» Вадима Штепы, назвав его дело по тысячерублевому штрафу «наступлением на оппозиционных журналистов и блогеров». В отношении уехавшего из Карелии в Эстонию Вадима Штепы Поташов явно допустил фейк. Ведь Штепа никакой не «журналист» и не «блогер».
По определению его политических единомышленников, Штепа — «один из лидеров и концепторов российского интеллектуального движения за культурное самоопределение регионов». По определениям же его критиков, Штепа является «подлинным идеологом национал-оранжизма» в России. В этом плане Штепа — вполне сознательный участник идеологической войны против России на ее уничтожение. Под маркой «федерализма» и «регионализма» Штепа выступает за расчленение Российской Федерации — плавное, через несколько стадий или обвальное — не важно, как получится. Штепа является не только практиком борьбы за отделение регионов от России, но и ее, этой борьбы, теоретиком. Штепа является автором нескольких теоретических проектов, опубликованных им в ряде статей и в книгах. О направлении мысли Штепы можно легко определить, проанализировав публикуемые им материалы на редактируемых им ресурсах, выходящих в сеть Интернет из Эстонии, — «После империи» (2016−2019) и «Регион. Эксперт» (с 2019 года). Штепа вслед за американским политологом Полом Гоблом определяет «регионализм» в качестве «национализма следующей русской революции». Идеологию Штепы можно определить если не экстремистской (приелось это слово), то деструктивной. В случае осуществления продвигаемых Штепой проектов погибнут миллионы людей.
Разве Валерий Поташов не знает об этих теоретических и пропагандистских упражнениях Штепы? Очевидно, что знает.
Более того, Поташов на своей «Чернике» сообщает о текущей политической активности Штепы в эмиграции, например о его регулярном участии в т. н. Форуме свободной России, проводимом в Вильнюсе Гарри Каспаровым и компанией. Но вот тут-то дальше выясняется, что в случае со Штепой Поташов вполне пристрастен. Так, он сам в качестве постоянного автора участвует на упомянутых выше ресурсах Штепы, при этом в одной компании с весьма одиозными персонажами.
Из этих публикаций Поташова легко выясняется, что он сам — Поташов — выступает за государственный суверенитет Республики Карелия, за «правовое, демократическое, суверенное государство» Карелия. Т. е. по своим воззрениям Поташов — это карельский региональный сепаратист, заметим даже с большим, чем у Штепы, стажем подрывной антироссийской деятельности.
Выступлением Поташова и обсуждениями выступлений собственно и заканчивается найденная нами в Сети видеозапись конференции «Баренц Пресс» в Архангельске. Тот скандал, что случился на заседании конференции после обеда, вообще не стали публиковать. Но о нем известно из другого источника. О случившемся дальше в достаточном объеме сообщили тогда на архангельском ресурсе RusNord в статье Сергея Денисова под названием «Баренц-секретариат против православия, или Как в Архангельске проспали международную провокацию». Не будем ее пересказывать, кто заинтересуется ее содержанием, может прочитать, пройдя по ссылке. Заметим только, что в этой статье ее автор — Денисов — в заключение заметил: «В российской прессе скандал прошел практически незамеченным». А незаметным — из-за того, что российские журналисты, попав в объятия Баренц-секретариата, становятся абсолютно инертными.
В связи с последним обстоятельством заметим, что мероприятия «Баренц Пресс» проводятся отнюдь не для внешней трансляции и провокации скандалов в российском информационном пространстве. Все гораздо тоньше. О содержательной стороне мероприятий практически никогда не сообщается. Конференции и семинары «Баренц Пресс» проводятся для узкой приглашенной журналистской аудитории. Они служат своего рода камертоном для приглашенного избранного российского журналистского сообщества. Журналистам предъявляют образцы творческого поведения и непрямо одобряемой тематики. В этом плане на конференции «Баренц Пресс» в Архангельске по теме «Власть светская и власть духовная» в качестве эталона норвежцы предложили антисоветизм, региональный сепаратизм, права коренных народов и антицерковную тематику, — в общем, все то, что в РФ и без «баренцев» «осваивает» т. н. либеральная оппозиция. При этом норвежцы были вполне корректны в этом плане на конференции «Баренц Пресс» в Архангельске: обучающий «забег» для туземцев выполнили сами туземцы. Губернатор АО Орлов вполне согласился с подобным форматом.
(1) К 1914 году с 1890-х годов поморская торговля находилась в глубоком кризисе в самой Норвегии со стороны норвежцев из-за успешной конкуренции с ней хлебной торговли из других экспортных источников. К 1911 году норвежцы перестали покупать хлеб от поморов. Поморская торговля все более становилась односторонней для России. Кроме того, с января 1913 года Норвегия отменила т. н. Кибергские привилегии для русских рыбаков, позволявших им промышлять у шести поселений норвежского Финнмарка. Прекращать поморскую торговлю начали сами норвежцы, и лишь потом решающее значение имели события начала Первой мировой войны и революции 1917 года.
Дмитрий Семушин