Армения — Иран: несбывшиеся проекты и реальные перспективы

      Комментарии к записи Армения — Иран: несбывшиеся проекты и реальные перспективы отключены

За каждым раундом переговоров между Арменией и Ираном всплывают дискуссии о возможности строительства железной дороги между двумя странами и прохождения через закавказскую республику транзитного коридора для экспорта иранского газа. В этом плане не стал исключением и визит премьер-министра Никола Пашиняна в Иран 27−28 февраля. Президент Ирана Хасан Роухани в очередной раз заявил о заинтересованности его страны в проекте прокладки транспортного и энергетического коридора Иран — Армения — Грузия, а глава армянского правительства указал на готовность республики стать «транзитной страной для иранского газа».

После заявления Пашиняна в армянском сегменте соцсетей и медиапространстве стали активно говорить о возможности «регионального прорыва» республики «после 20-летней спячки под зорким взором России», а некоторые вообще назвали происходящее «газовой революцией». Рассматривая иранский газ в качестве альтернативы, местные комментаторы принялись пророчить ослабление «газовой хватки» России, которая является монопольным поставщиком голубого топлива в Армению.

Идею транзита поддержали не только новоиспечённые эксперты, но и официальные лица. В частности, министр экономического развития и инвестиций Армении Тигран Хачатрян считает, что возможность транзита иранского газа по территории Армении положительно повлияет на эффективное использование армянских инфраструктур.

Особо восторженный фон обеспечили заявления самого Никола Пашиняна, пришедшего недавно к власти на волне «народной революции». Его рейтинг очень высок в стране, и многими он воспринимается в качестве бескомпромиссного защитника армянского суверенитета. Между тем лишь единицы из заявленных когда-то армяно-иранских проектов, среди которых — строительство железной дороги, нефтеперерабатывающего завода на границе с Ираном, третей высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП), транзит иранского газа, создание электроэнергетического коридора Иран — Армения — Грузия — Россия и строительство ГЭС на реке Аракс на границе двух стран, претворяются в жизнь. Почему? Если коротко — ответ кроется в экономической нерентабельности некоторых из перечисленных проектов.

Армения и Иран на протяжении последних 10 лет постоянно говорят об этом проекте, но никто из них не готов вложить 3−4 млрд долларов в его реализацию. Для Армении, заблокированной со стороны Турции и Азербайджана, проект имеет стратегическое значение. Однако Ирану он представляется экономически нерентабельным. Инвестировать в железнодорожное сообщение Тегеран не собирается, тем более если транспортная ветка замкнётся Арменией и Грузией — без выхода на Россию.

Иранские чиновники неоднократно заявляли, что готовы построить на своей территории отрезок в 90 км — до границы с Арменией. А дальше сосед на севере должен сам искать инвестиции на строительство остальной и самой большой части пути на собственной территории, где необходимо будет, в частности, прорыть 120 км тоннелей.

По экспертным оценкам, проект строительства железной дороги Иран — Армения оценивается в пределах 3,2 млрд долларов. Конечно, для Ирана было бы неплохо иметь железнодорожную ветку с Арменией, но она для Тегерана не столь перспективна, так как в скором времени у него появится сквозное железнодорожное сообщение через Азербайджан (Иран — Азербайджан — Россия).

О проекте строительства нефтеперерабатывающего завода, как и армяно-иранской железной дороге, начали активно говорить с 2008 года. Эти проекты выдвинул Серж Саргсян после того, как избрался на пост армянского президента. Однако если о строительстве ж/д Иран — Армения говорят достаточно часто, то об НПЗ на границе с Ираном уже почти не вспоминают. Единственная причина строительства НПЗ, как и в свое время Ереванской ТЭС, поставляющей в Иран электроэнергию в обмен на газ, — это ограничения в создании аналогичного завода в Иране, поскольку новые технологии не были доступны Тегерану. После отмены части западных санкций Иран может приобрести эти технологии. Зачем тогда Ирану строить на территории Армении НПЗ, если он может соорудить такой завод у себя?

В настоящее время, когда администрация Дональда Трампа начала давить на Иран, актуальность строительства НПЗ на территории Армении может возрасти у иранских политических кругов. Однако пока Тегеран такой интерес не проявляет, поскольку продолжает сотрудничать с Европой.

Представляются туманными и перспективы становления Армении транзитером иранского газа. Технические возможности армяно-иранского газопровода не позволяют увеличить объёмы транспортировки голубого топлива до уровня транзитного. В настоящее время объём поставляемого по иранской трубе в Армению газа составляет 400 млн кубометров в год, но при изменении технических возможностей, по данным экспертов, можно увеличить прокачку до 2,3 млрд кубометров. Ровно столько Армения потребляет данного энергоносителя в год.

Газопровод больше годится в качестве страховки для обеспечения энергетической безопасности закавказской республики в случае форс-мажоров. Более того, у Армении нет трубопровода для экспорта газа в Грузию. Действует лишь проложенный по территории Грузии в Армению российский газопровод. В связи с этим поставки иранского газа в Грузию через территорию Армении, о которых сейчас много говорится, едва ли возможны. Возможна лишь схема своп-поставок. Формально это будет иранский газ, а фактически — российский. Поставлять физически иранский газ нелогично. Для чего «Газпрому» прокачивать газ через территорию Грузии в Армению, а газ из Ирана — через Армению в Грузию? Вся газотранспортная система Армении, в том числе армянский участок газопровода из Ирана, контролирует «Газпром».

При реализации своп-схемы фактически в Армению будет поступать иранский газ, а российский газ, ранее поставляемый в Армению, будет оставаться в Грузии. В результате армяно-иранский газопровод будет работать на полную мощь и резко увеличатся объёмы бартера энергоресурсов между Арменией и Ираном по схеме «газ в обмен на электричество».

Самыми оптимальными армяно-иранскими проектами являются строительство третьей высоковольтной линии электропередачи, что осуществляется в настоящее время, Мегринской ГЭС и оживление двустороннего товарооборота в результате заключения соглашения Иран — ЕАЭС о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Хотя бы по той простой причине, что для их реализации огромных инвестиций, как в случае с армяно-иранской железной дорогой, не потребуется.

Проект ГЭС на армянской стороне оценивается примерно в 330 млн долларов, тогда как для строительства и запуска железнодорожной ветки, как указывалось выше, необходимо в 10 раз больше. Несмотря на то, что проект несколько раз пересматривался, и здесь особых подвижек нет. Однако перспектива его реализации не столь туманна, пока в Иране растет спрос на электроэнергию.

Между тем актуальным направлением для Армении становится оживление торговли с Ираном на фоне сближения этой страны с ЕАЭС, что может минимизировать для Тегерана негативные последствия американских санкций. В меняющейся региональной политической среде для Армении заключенное в прошлом году временное соглашение Иран — ЕАЭС о создании ЗСТ, которое проходит ратификацию в ИРИ, открывает новые возможности. Евразийское направление армяно-иранской кооперации особенно перспективно для Еревана, поскольку из стран ЕАЭС лишь Армения имеет сухопутную границу с Ираном и ее опыт торговли с этой страной учитывается в вопросе создания полноценной зоны свободной торговли. В связи с этим, по мнению экономистов, Армения может получить больше выгоды, превратившись в «портал» доступа в Иран.

С учетом особенностей внешней и внутренней политики Ирана, а также его претензий на региональное лидерство, кроме Армении, ни одно из окружающих Иран государств не может играть эту роль. Турция — региональный соперник Ирана, а Ирак — поле геополитического соперничества сразу нескольких внешних сил. К Азербайджану Иран относится подозрительно из-за его плотного сотрудничества с Израилем и Турцией.

Однако прежде чем зарекомендовать себя в качестве региональных «бизнес-ворот» в Иран, Армении необходимо проделать серьезную «домашнюю работу» по повышению квалификации собственных кадров, созданию внутренней транспортной, административной и коммерческой инфраструктуры.

Аршалуйс Мгдесян