Блогер назвал Астану холодной, безлюдной и запретной

      Комментарии к записи Блогер назвал Астану холодной, безлюдной и запретной отключены

Российский урбанист Аркадий Гершман раскритиковал Астану, которой так гордятся власти Казахстана. По его мнению, столице Казахстана далеко до звания «города для людей». Спланирован мегаполис крайне неграмотно, считает блогер.

«Знакомая каждому советскому человеку концепция микрорайонов родилась во второй половине прошлого века. Это был ответ на автомобилизацию и средневековые условия жизни: простор для современного человека с сохранением безопасных условий внутри мегаквартала, а по периметру идут огромные дороги для машин, — пишет Гершман. — Со временем выявились психологические и экономические проблемы пустырей вокруг домов, а широкие дороги всё равно не спасали от пробок.

Эволюция вытеснила автомобильный масштаб городов: вновь вернулись кварталы человеческого размера, среднеэтажная застройка, а улицы делают с приоритетом пешеходов и общественного транспорта. Это наглядно можно посмотреть на примере моих прошлых постов про новые районы.

Астане всего 20 лет, в это время уже понимали ошибки прошлых подходов. К сожалению, создатели города об этом не знали. Вполне возможно, что архитекторы и градостроители просто не умели делать что-то отличное от привычных мегакварталов с огромными дорогами. Или свою роль сыграла психология выбора типовой коробки главы государства. В итоге прямо в центре города есть огромные развязки, но даже не смогли сделать удобные дорожки для людей между домами. Угадаете, что происходит каждый день в час пик? Огромные развязки с широкими дорогами почему-то не спасли, максимум пробка перенеслась на квартал дальше”.

Подойти ко многим зданиям невозможно, не говоря уж о том, чтобы подъехать на инвалидной коляске. Безбарьерная среда отсутствует, констатирует урбанист.

«Стиль построек напоминает евроремонт историка античности — он видел колонны, лестницы и определённые пропорции, но у Гиви на рынке был только самый дешёвый вентфасад и стекло с отражающим напылением, — пишет Гершман. — Классическую архитектуру часто используют для административных зданий, ведь она имеет образ государства и статуса в головах многих людей. Даже на картах навигации суды и другие учреждения часто отмечают в виде дома с колоннами и наклонной крышей. Такие постройки должны вызывать трепет и уважение у входящих, но в случае Астаны появляется чувство смеха — пропорции нарушены, а кустарно нарезанная плитка дешёвого керамогранита ассоциируется только с браком. Простая замена плитки на штукатурку улучшила бы в разы внешний вид.

С жилой застройкой всё чуть проще, но не менее грустно. Сделать вход на уровне тротуара нигде не смогли, безбарьерной среды нет в принципе. Нормальный водоотвод тоже оказался слишком сложным, поэтому на ступеньках лёд”.

Также блогер обратил внимание на обледенелые тротуары и дороги, что очень опасно. Закончил свой обзор он таким выводом: «Архитекторам, транспортникам и урбанистам придётся приложить очень много усилий, чтобы сделать Астану человеческим городом. Подозреваю, что широкие магистрали придётся частично застраивать для создания человеческого размера улиц и застройки, сносить развязки, а чиновников массово пересаживать на автобусы».

К слову, Чимкент (Шымкент), расположенный на юге Казахстана, Гершману тоже очень не понравился. Он описал третий мегаполис республики так: «Здесь плохо всё. Разбитые тротуары, обшарпанные хрущёвки с огромными самостроями на первых этажах, ужасный общественный транспорт, заборы из заборов, грязь». Хотя недавно появившуюся здесь пешеходную улицу он похвалил. Она, к слову, нравится и местным жителям.