Кто и зачем будоражит «проблему» караимов и крымчаков в российском Крыму

      Комментарии к записи Кто и зачем будоражит «проблему» караимов и крымчаков в российском Крыму отключены

Член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин продолжает деструктивную деятельность по части коренных малочисленных народов России. На днях Бабушкин обратился с личным письмом к уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Член СПЧ жалуется уполномоченному по правам человека на то, что в Республике Крым будто бы нарушаются права «малочисленных народов» — караимов и крымчаков. Так ли это? Что делать и кто виноват?

Оказывается, как утверждает Бабушкин, виноваты некие «жрецы». Бабушкин задается риторическим вопросом: сможет ли Татьяна Москалькова защитить караимов и крымчаков от жрецов отечественной этнографии? Здесь уже становится смешно. На роль «главного жреца от этнографии» Бабушкин назначил престарелого академика Валерия Тишкова, который уже более четверти века работает как раз не в поле «этнографии», а в этнологии. Крайне рассеянный и неряшливый правозащитник Бабушкин не заметил этого обстоятельства. Хотя про «конструктивизм» он уже что-то там слыхал и из стихийного примордиалиста стал примордиалистом вполне сознательным в известном духе романтической гумилевщины.

В письме Москальковой Бабушкин жалуется на этнолога Тишкова, утверждая, что именно «неистовый академик» (так!) препятствует внесению караимов и крымчаков в Перечень коренных малочисленных народов России. Бабушкин утверждает, что Тишков руководствуется «понятными лишь ему одному псевдонаучными доктринами». Между тем Тишков в своей экспертизе по караимам и крымчакам руководствовался не «доктринами» — здесь Бабушкин привычно врет в своей манере, как школьник-третьеклассник. Академик Тишков руководствовался российским правом о коренных малочисленных народах — и только. Он так объяснял свое решение: «Мы против того, чтобы их [караимов и крымчаков] включали в список, который существует в Российской Федерации. У нас живет много коренных малочисленных народов, но закон устанавливает определенные критерии, потому что предусматривает определенные льготы для этих групп. Особенно это касается использования определенных природных ресурсов, например, квот на вылов рыбы».

Прежде всего российская этнологическая экспертиза в случае с караимами (и крымчаками, хотя те ни на что не претендуют) указывает на то обстоятельство, что они живут исключительно в городах — Симферополе, Бахчисарае, Евпатории, Севастополе, Феодосии и Ялте, что как раз и не предполагает того, что понимается под «традицией», т. е. проживают в современных бытовых комфортных условиях. Другими словами, караимы — урбанизированный народ. Между тем нормы федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (от 30 апреля 1999 года) в качестве критерия требуют сохранения у народа «традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов». Т. е. в одном пакете требований закона содержатся «традиционный образ жизни, традиционная хозяйственная деятельность и промыслы».

Как Бабушкин выкручивается из подобного обстоятельства? — дальше смейтесь. Прикрываясь советами некой «представителя караимского народа» Анастасии Ивановой (sic!), Бабушкин утверждает, что «традиционная хозяйственная деятельность» у караимов осуществляется посредством «традиционных профессий». И профессии эти называются: врач, учитель, агроном, военный и пр. (sic!). Среди прочих, надо понимать, по-видимому, весь существующий набор современных профессий, возможный у городских жителей — караимов. Все эти сферы профессиональной деятельности, по Бабушкину, традиционные занятия.

Следуя подобной логике правозащитника, следует предложить: почему бы законодательно не определить для известного «коренного народа», к которому, собственно, и принадлежит член СПЧ Бабушкин, такие традиционные виды хозяйственной деятельности, как «юрист» и «правозащитник»? А традиционными территориями проживания и хозяйственной деятельности назвать те территории, на которых размещены адвокатские конторы и правозащитные НКО.

Смешно. И продолжаем смеяться. Бабушкин пишет Москальковой, что «традиционность» у караимов выражается в «сохранении сезонного образа жизни». Пардон, но здесь можно заметить, что человечество вообще и все люди в частности — от верхней цивилизации до дикарей — ведут, выражающийся, впрочем, по-разному, сезонный образ жизни.

Далее Бабушкин утверждает, что у имеющих земельные участки караимов сохранилось занятие садоводством и переработкой плодов. Очевидно, что в данном случае подразумевается городской дворовый участок при семейном доме или даче. Далее традиционными занятиями с этих участков у караимов — городских жителей Бабушкиным объявляются виноградарство, виноделие, овощеводство и садоводство. Ну и плюс — изготовление керамических изделий и т. д. Любопытно, сколько гончаров имеется сейчас среди крымских караимов? Один или два человека?

В данном пункте Бабушкин, как обычно, обнаруживает свое полное невежество по части российского законодательства о коренных малочисленных народах. Дело в том, что к распоряжению правительства РФ от 8 мая 2009 года № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности» прилагается «Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации».

В законе определено 13 видов традиционной хозяйственной деятельности, как то: животноводство, в том числе кочевое; переработка продукции животноводства; собаководство — конкретно разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак; разведение зверей; бортничество и пчеловодство; рыболовство, в том числе морской зверобойный промысел; промысловая охота; земледелие (огородничество); заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство; добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд; художественные промыслы и народные ремесла; строительство национальных традиционных жилищ и других построек. Все. Никакого предлагаемого Бабушкиным виноградарства, виноделия, овощеводства и садоводства, как видим, в «Перечне видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» нет. Следовательно, если следовать правовым практикам, а не суетливому с беготней волюнтаризму, то начинать надо с предложения включить в «Перечень видов хозяйственной деятельности» виноградарство, виноделие, овощеводство и садоводство.

Следующий трюк от Бабушкина, отработанный им в юности. Чтобы вышибить слезу у генерал-майора Москальковой, Бабушкин переходит на свое обычное вранье, когда излагает ей известный исторический миф, пошедший с середины ХIХ века с легкой руки польско-литовского краеведа Владислава Сыракомли, о воинской службе у караимов как основном их занятии. Бабушкин утверждает, что «основным занятием караимов была воинская служба», по причине чего «значительная часть караимов погибла» и численность их кардинально сократилась. Между тем основные занятия у караимов в польско-литовской Речи Посполитой были аналогичны тем, что имелись у местных евреев, т. е. ростовщичество, аренда, мелкое ремесло и торговля. Много фальшивок можно обнаружить и в списке «знаменитых караимов», предложенных Москальковой.

Но не это важное. Важное другое — то, что Бабушкин Москальковой как раз и не поведал. Дело в том, что в своей истории караимы никогда не отделяли себя от еврейской культурной сферы. В законодательстве Российской империи караимы были отнесены к сословию «инородцев» и рассматривались как вид евреев, исповедовавших разновидность иудаизма*. Но дальше власти применили к караимам выборочно законодательство о евреях.

По электронной еврейской энциклопедии, караимы — это возникшая в начале VIII века в Багдаде отрекшаяся от Талмуда иудейская секта. Особенностью крымских караимов среди прочих групп караимов на Востоке было то, что они были носителями языка тюркской группы. В настоящее время в иудаизме преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа. В Израиле караимов таковыми считают. Самое главное — на них распространен «Закон о возвращении», закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а также членами их семей право на репатриацию в государство Израиль и предоставление израильского гражданства. В результате алии со всего мира общая численность караимов в Израиле к середине 1980-х годов составила около двадцати тысяч человек. В 1990-х с постсоветского пространства, в основном с Украины, в Израиль по программе алии эмигрировали около 500 караимов и членов их семей. Т. е. какая-то часть крымских караимов принимают по отношению к себе еврейскую идентичность и принадлежность к еврейскому народу, проживающему в диаспоре. Любой крымский караим может легко и в любой момент переехать на постоянное место жительства в Израиль и сразу же там получить гражданство. Подобный момент совершенно не согласуется со статусом «коренного народа». И это при том, что решающими факторами современной культурной трансформации караимов стала языковая ассимиляция с переходом на русский язык. По последней переписи 2001 года на Украине, караимами назвали себя 1196 человек. При этом родным назвали караимский язык из их числа только 72 человека. По российской окружной переписи 2014 года в Крыму, определили себя караимами 535 человек. Владеющих караимским языком оказалось 37 человек. С родным — 36.

Подведем итог. Письмо члена СПЧ Бабушкина к уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой в содержательной своей части выглядит весьма странно, если не жалко. Оно написано так, будто заранее приготовлено для мусорной корзины в кабинете уполномоченного по правам человека. Можно, конечно, решить, что член СПЧ и член бюро партии «Яблоко» Андрей Бабушкин просто неумный человек. Однако это не так и совсем даже не так. Бабушкин умелый политический интриган по части антигосударственной и антинациональной деятельности. Будоражить караимский вопрос в Крыму он начал еще в 2015 году. Тогда Бабушкин подготовил и организовал обращение СПЧ в уполномоченные органы власти Российской Федерации по вопросу о включении караимов в «Перечень коренных малочисленных народов России». Это была петиция лично Бабушкина, которую не глядя подмахнул СПЧ. После этого Бабушкин четырежды (в ноябре 2016-го, марте, июне и декабре 2017-го) поднимал проблему караимов в общественном пространстве.

В чем причина подобной активности члена СПЧ и одного из руководителей антинародной партии «Яблоко»? Объяснение здесь простое. Статус караимов и крымчаков украинским законодательством пока не установлен. Но в украинских антироссийских планах по дестабилизации внутренней ситуации в возвращенном в Россию Крыму изначально ставка делалась среди прочего на фактор «коренных народов» — и не только крымских татар, но и караимов, и крымчаков. Хотя последним по большей части отводилась роль статистов. Еще в июне 2015 года Верховная рада собиралась признать караимов и крымчаков коренными народами. Но дальше дело застопорилось, поскольку начали спорить, в какой законодательной форме лучше это сделать. На настоящий момент законопроект «О коренных народах Украины» готов и скоро может быть принят в Верховной раде. Во властных верхах Украины полагают, что статус «коренных народов», закрепленный за караимами и крымчаками, станет преимуществом Украины «при переговорах с международным сообществом в процессе деоккупации Крыма». В Киеве полагают сделать посредством «коренных народов» более эффективными механизмы восстановления украинского суверенитета над Крымом. Так, например, постоянный представитель президента Украины в «Автономной республике Крым» Борис Бабин выступает за более активное взаимодействие с международными институтами вроде международного суда ООН, Европейского суда по правам человека и прочими «по защите прав коренных народов», проживающих в «аннексированном» Крыму.

В этой связи показательно, что созданная в декабре 2018 года в составе российского СПЧ «Рабочая группа по коренным и коренным малочисленным народам» под руководством Бабушкина установила контакт с директором московского «Института права и публичной политики» Ольгой Сидорович. Кстати, Сидорович также по совместительству является членом СПЧ. О «подвигах» «Института права и публичной политики» и лично его руководителя Ольги Сидорович можно почитать здесь. Этот «Институт права и публичной политики» специализируется на поддержке судебных исков в российском Конституционном суде и Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Сидорович направила в распоряжение Бабушкина в качестве «экспертов» его «группы» в составе СПЧ руководителя судебной практики Григория Вайпана и старшего юриста института Ольгу Подоплелову. Вайпан и Подоплелова вместе с юристами некоторых других организаций и объединений нацелены на наиболее острые вопросы «защиты прав» коренных и малочисленных народов РФ. Можно уверенно предположить, что с помощью этих ангажированных юристов Бабушкин будет готовить провокацию против Российского государства с выходом в ЕСПЧ по искусственно раскачиваемой им проблеме караимов. И вот там-то, в ЕСПЧ, провокация со стороны Бабушкина по «караимскому вопросу» и встретится с провокацией Киева по аналогичной теме.

Как бы там ни было, но член СПЧ Бабушкин с «российской стороны» очевидным образом работает на планы по Крыму украинского руководства и стоящих за ним США, разжигая горстку активистов этно-национального движения караимов своей «правозащитной», а на самом деле противоправовой деятельностью, направленной против российского права о коренных малочисленных народах.

Всей этой подрывной в отношении российского права по коренным и малочисленным народам деятельностью Бабушкин занимается как бы под эгидой СПЧ и в высоком статусе члена СПЧ. Нам представляется, что советнику президента РФ и председателю СПЧ Михаилу Федотову настало время дать публичную оценку деструктивной и противоправовой деятельности его коллеги по СПЧ — Андрея Бабушкина.

* Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета о постановлениях касательно прав караимов, 2 мая 1863 года // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 38. СПб, 1866. № 39 460. Стб. 302−306.

Дмитрий Семушин