Путин не дождётся выполнения обещаний Лукашенко

      Комментарии к записи Путин не дождётся выполнения обещаний Лукашенко отключены

Русофобский ревизионизм стал мейнстримом белорусского официоза

Союзное государство Белоруссии и России, от которого Александр Лукашенко получил так много дивидендов и которое как государство до сих пор так и не состоялось, переживает не лучшие времена. Формально движение есть, но прогресса нет. Нет даже символики этого государства, не говоря уж о признании со стороны ООН или хотя бы Германии. Нет единой финансовой системы, нет единой гуманитарной политики. Зато есть расширяющая метастазы бюрократия, пожирающая огромные ресурсы и мастерски надувающая щёки.

Вопрос о гуманитарной составляющей Союзного строительства — давняя и хроническая проблема. Без неё оно подобно строению без фундамента. Ценностно-мировоззренческие основания белорусско-российской интеграции и строительства Союзного государства чрезвычайно размыты и до сих пор не явлены в некоей цельности, доктрине, стратегии. Древо союзного единения подтачивают различного рода проходимцы — перекрасившиеся местечковые националисты, неонацисты и неоязычники, призванные стать придворными охранителями и пропагандистами и заменить не только в публичном пространстве, но и на экспертном уровне неугодных сторонников воссоединения Белоруссии с Россией.

Страсти по учебнику

Недавно белорусские соцсети взбудоражил новый белорусский учебник по русской литературе (2018), точнее, его маленький фрагмент, где сказано про «Польское восстание под руководством К. Калиновского (1863−1864)». Хорошо хоть, что в Минобразе РБ не додумались до «партизанского движения под руководством П. Пономаренко», «Гражданской войны под руководством В. Чапаева» или «Второй мировой войны под руководством А. Гитлера (1939−1945)». Однако адепты местечкового национализма сосредоточили огонь критики на другом: отрицается «национально-освободительный» характер восстания — в смысле освобождения белорусов от «расейскай арды». За постсоветский период все настолько привыкли к русофобской трактовке этого польского восстания, что возврат к научно обоснованной и вполне корректной терминологии воспринимается едва ли не как явление Христа народу.

Историческая наука в Белоруссии опущена до масштабов краеведения, однако и на этом уровне демонстрирует вышеописанный результат. Не удивительно, что маргинальные русофобские издания типа «Нашей нивы» сразу же сфокусировали внимание на том, что восстание 1863−1864 годов подаётся как «польское». На нонсенс «под руководством К. Калиновского» внимание не обращается. Даже открыто благоволящий к русофобской публике представитель Белорусского Экзархата РПЦ («Белорусской православной церкви») протоиерей Сергий Лепин не смог сдержать удивления: «Пацаны, а что не так? (Я про учебник тот)».

Таких поводов для возмущения местечковых националистов, выливающегося в шумные кампании в стиле маккартизма с обязательным потоком доносов и требованиями расправы — предостаточно. Дело в том, что в период первой «белорусизации» 20−30-х годов XX века большевики активно уничтожали «старорежимные» трактовки истории и столь же активно занимались созданием новых наций. Одной из таковых стали белорусы, прежде считавшиеся субэтносом, народностью, ветвью триединого русского народа (великороссы, малороссы, белорусы). В соответствии с тезисом о России как «тюрьме народов» и «правом наций на самоопределение» во время Гражданской войны была создана «Советская Социалистическая Республика Белоруссия» (впоследствии БССР), и белорусы не только были признаны угнетённым народом, но и приобрели государственность в форме национальной республики — то есть по формальным признакам стали нацией. В нациестроительстве большевикам активно помогали местечковые националисты, замаравшие себя не только русофобским сепаратизмом, но и коллаборацией в период немецкой оккупации западнорусских земель с феерической просьбой к кайзеру о протекторате над самопровозглашённой БНР («Белорусской народной республикой»).

Привлечённые большевиками по принципу «враг моего врага — мой друг», деятели первой волны «белорусизации» не только вернулись в БССР, но и заняли ключевые должности в различных институтах. Именно в это время с подачи одного из белорусских националистов польского происхождения появляется мифический «Кастусь Калиновский» и новая трактовка польского восстания, целью которого было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года — то есть с белорусскими, украинскими и литовскими землями под польским владычеством. Именно в этом контексте оно и упоминалось не только в польской, но и советской историографии как «национально-освободительное». До сих пор в учебной литературе Белоруссии и рекомендованной представителями белорусского Минобраза художественной литературе (например, в произведениях Владимира Короткевича, Владимира Орлова и им подобных русофобов) присутствует именно такая трактовка. С огромным трудом авторы отдельных учебных пособий отстаивают термин «Отечественная война 1812 года». Проблема с белорусскими учебниками есть, эта проблема политическая и даже президентская.

Обещанного три года ждут

15 декабря 2015 года по итогам российско-белорусских переговоров Владимир Путин и Александр Лукашенко сделали заявления для прессы. Белорусский лидер поблагодарил главу государства российского за поддержку белорусов и особо акцентировал внимание на острых вопросах, которые в контексте Союзного государства Белоруссии и России перестали быть сугубо белорусским контекстом. В частности, он остановился на проблемах русского языка в Белоруссии и трактовки истории в белорусской учебной литературе в свете отказа властей России экзаменовать белорусских гастарбайтеров на знание русского языка.

«Так что это наш язык, наш родной язык, также это государственный язык, поэтому хорошо, что Вы учли это и не поставили нас в неудобное положение, чтобы мы доказывали знание русского языка, — цитировала Лукашенко пресс-служба Кремля. — Что касается истории, я когда‑нибудь Вам передам некоторые учебники истории. Мне в силу возраста моего малыша приходится заниматься историей, хоть я историк по образованию. С советских времен мы изучаем практически ту историю, которая была. А там нам стыдиться нечего, там мы везде были вместе. Так что, как видите, за 20 лет новейшей истории мы нигде не отступили от того святого, что выработали наши народы».

Печатный орган Администрации президента Белоруссии — газета «Советская Белоруссия» (тогда ею руководил переметнувшийся в национализм «идеолог» Павел Якубович) также цитировала это выступление Лукашенко, отметив, что, говоря о русском языке, он даже «прижал руку к груди», а когда пообещал передать «некоторые учебники истории», то даже повернулся к сидящему рядом Путину.

Сейчас на дворе декабрь 2018 года. Где обещанные учебники? Получил ли их президент России? Что в этих учебниках? Официальной информации на сей счёт нет. Недавно официальный СМИ Белоруссии проинформировали, что посеянная как бы Лукашенко и его молдавским коллегой Додоном кукуруза поступила в белорусские закрома, а об учебниках — молчок. Лукашенко давно перестал выполнять свои обещания — не только по признанию Южной Осетии и Абхазии, поэтому и в сложившейся ситуации нет ничего удивительного. Тем не менее, произошедшее вполне закономерно в свете политики, которую проводит официальный Минск.

Ларчик просто открывался

Не прошло и трёх лет, как интересную пищу для размышлений о причинах происходящего предоставил телеграм-канал «Научно-образовательная политика» в сообщении под заголовком «Обыкновенный белорусский национализм», явно намекающим на известную документально-публицистическую киноленту Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». В этом отношении также уместно напомнить, что именно гитлеровскую Германию почти два десятилетия назад президент Александр Лукашенко открыто назвал «образцом президентской республики», шокировав немецкую общественность ещё одним откровением: мол, не всё плохое связано в Германии с Адольфом Гитлером — есть и хорошее. Тогда разразился жуткий скандал, белорусский официоз не знал, как оправдываться и тщетно пытался замалчивать как скандальные откровения своего лидера, так и реакцию на них — как в Германии, так и в Белоруссии, где Великая Отечественная война унесла жизни каждого четвёртого местного жителя (Лукашенко подчёркивает, что «каждого третьего»).

Телеграм-канал обратил внимание на деятельность белорусско-немецкой исторической комиссии, о которой в конце июня во время визита в Минск заявил федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер. Тогда он принимал участие в открытии мемориала и митинге-реквиеме, посвященном памяти жертв нацизма на территории созданного гитлеровскими оккупантами бывшего лагеря смерти «Тростенец». Попутно немецкий политик провёл краткие переговоры с Александром Лукашенко, главой МИД Белоруссии Владимиром Макеем (дирижёром минского «разворота на Запад»), а также представителями прозападной русофобской оппозиции в Белоруссии. Особое внимание ревизионистов было приковано к планировавшейся встрече немецкого президента с белорусской писательницей, известной своими эпатажными русофобскими выходками Светланой Алексиевич.

Деятельность белорусско-немецкой исторической комиссии, как ожидалось, будет направлена на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, борьбу с неонацизмом, поддержку установлению памятников и публикацию работ о событиях тех лет. «Но всё начало развиваться совсем в другом направлении. В комиссию были приглашены националисты вроде Дениса Мельянцова, а недавнее заседание полностью обнажило сферу деятельности данного формата. Германия, вслед за Великобританией, подключилась к антирусскому культурному переформату Белоруссии. Спонсорами и координаторами органа оказались глобалистские и атлантические фонды, имеющие огромное влияние в Германии», — отмечает «Научно-образовательная политика».

Действительно, участие националистов-русофобов в деятельности не только белорусско-немецкой исторической комиссии, но и других инициатив, осуществляющихся под эгидой государственных структур, равно как и активность таких деятелей в органах власти Белоруссии — повод для серьёзных выводов. Когда на эти и другие факты обратили внимание представители белоруской общественности, то их попросту арестовали и отправили в тюрьму по обвинению в экстремизме. Незадолго до визита президента Германии был вынесен приговор так называемым пророссийским публицистам — белорусским учёным и общественным деятелям Юрию Павловцу, Сергею Шиптенко и Дмитрию Алимкину: они получили по пять лет лишения свободы с отсрочкой приговора за якобы «разжигание вражды и розни между народами Белоруссии и России» своими публикациями, в которых они говорили о конструировании новой идентичности белорусов и взращивании русофобии.

Очевидно, репрессии в отношении инакомыслящих были одним из этапов процесса, запущенного властями Белоруссии и никак не вписывающегося в интеграцию с Россией — экономическую в формате ЕАЭС и Союзного государства, и уж тем более политическую и гуманитарную. Упомянутый Денис Мельянцов — не просто автор антироссийских измышлений, публиковавшихся сначала на западные деньги в вильнюсском BISS, но также завсегдатай откровенно русофобских мероприятий с участием МИД Белоруссии и экспертов западных аналитических структур, специализирующихся на подрывной деятельности и «сдерживании России» («Джеймстаунский фонд» и др.) Руководство Белоруссии активно собирает таких, как Мельянцов и включает их в деятельность различных государственных и окологосударственных структур с вполне понятной целью.

«Комиссия станет очередной ширмой для продвижения лукашенковской белорусизации, что будет включать в себя спонсирование и кураторство над многочисленными инициативами по искоренению русского языка и культуры в Белоруссии. От Белоруссии участвует НАН — Национальная академия наук РБ. От Германии — Немецкая ассоциация по изучению Восточной Европы (Deutsche Gesellschaft für Osteuropakunde, DGO). Спонсор группы — Körber Foundation, фонд Кёрбера», — информирует «Научно-образовательная политика».

Сообщается также о состоявшемся 7 декабря в Минске первом заседании, на котором обсуждались «новые учебники мировой и белорусской истории с националистическим уклоном (авторы получат хорошие гранты и, возможно, европейские премии), предмет „история белорусской государственности“ (разумеется, с акцентом на „угнетателей-россиян“), постепенный перевод школ на белорусский язык обучения, принудительное развитие „белорусской национальной идентичности“ (развитие вышиванки как национального бренда), включение белорусских СМИ, учреждений образования и гос. структур в антироссийский контур из „Вышеградской группы“, создание „института национальной памяти“ (ополяченный бел. Instytut Nacyjanaĺnaj Pamiaci) по образу таких же учреждений в Польше и Украине с широчайшими полномочиями». Собрание не анонсировалось для широкой общественности, обсуждаемый круг вопросов также не стал достоянием «народца», однако сообщение в значительной степени подтверждается публикациями в российской и белоруской прессе, заявлениями ряда белорусских чиновников — например, «сенатора» Игоря Марзалюка.

По информации телеграм-канала, новый институт, аналогичный польскому и украинскому, сможет проводить своеобразные языковые инспекции и по образовательными и коммерческим учреждениям «на предмет недостаточного использования белорусского языка (избыточного использования русского), несогласия с официальной белорусской историей, где будет постулироваться «тысячелетняя белорусская государственность». Здесь важно отметить, что НАН Белоруссии, где в институтах истории и философии укоренились ревизионисты, недавно отметилась новой трактовкой термина «государственность», в которую встраиваются антирусские националистические мифы.

«Кинотеатрам будут высылаться распоряжения о необходимости дублировать иностранные фильмы на белорусском, школам — необходимость перевода уроков на белорусский. Парламентским и общественным организациям будет доноситься недопустимость работы с „великорусскими шовинистами“. На внешнем фронте институт будет координировать подкуп российских чиновников для скрытия факта массовой дерусификации в РБ и выстраивать общение с польскими, украинскими, чешскими и другими националистами, — сказано в публикации. — Взамен предполагаются немецкие инвестиции в Белоруссию с большими откатами для семьи Лукашенко».

Насчёт обещания инвестиций телеграм-канал, скорее всего, сильно преувеличил. В принципе, Германия на словах никогда не отказывалась инвестировать в белорусскую экономику. Однако на деле ФРГ как государство инвестиции не направляет — ведь она не планово-совхозная экс-БССР с огромным госсектором, не откровенная тирания типа Зимбабве и Судана, где узурпатор может простым росчерком пера направить хоть всё национальное богатство куда угодно. И уж тем более «откаты» для белорусской Семьи — явная фантазия.

Что касается дубляжа иностранных фильмов на «мову», то процесс этот в Белоруссии давно отработан, но представляет собой настолько пустую трату денег, что чиновники предпочитают этот вопрос не поднимать. Судя по соцопросам, в Белоруссии постоянно (прежде всего — в быту) «беларускай мовай» пользуются лишь 1,5−2%, и это говорит о том, что поезд «белорусизации» безнадёжно застрял на запасном пути. В век глобализации, интернационализации и новых форм коммуникации этот постмодернистский гибрид селянской телеги, швейной машинки Зингера и китайской «Джили» никогда не выедет на магистраль, не говоря уж о попытках догнать давно ушедшие вперёд локомотивы. Впрочем, как показывает украинский опыт, попытаться можно — особенно за деньги российской нефтегазовой «компенсации» и западных подачек.

Можно сколь угодно жестоко затыкать рты белорусским учёным и общественниками тюрьмами, увольнениями и другими формами политических репрессий, однако вряд ли «белорусизаторы» в XXI веке открыто решатся на новый Талергоф и Терезин. Во всяком случае — не при Лукашенко, которому при его «жэстачайшасци» пока хватает чутья не проливать кровь. Вся та работа, которую систематически описывает «Научно-образовательная политика», «Незыгарь» и другие Телеграм-каналы, нацелена на идеологическое обоснование существования проекта «Республика Беларусь». Вполне естественно, что она реализуется в государственной политике и отражается в учебной литературе. Именно поэтому Путин никогда не дождётся того, что ему пообещал Лукашенко.

Максим Самойлов