Решить нельзя отложить: конфликт на Донбассе и судьбы Минских соглашений

      Комментарии к записи Решить нельзя отложить: конфликт на Донбассе и судьбы Минских соглашений отключены

12 февраля — в самый разгар избирательной президентской кампании на Украине — исполнилась четвертая годовщина заключения вторых Минских соглашений (2015 год). Текст договора содержит 13 пунктов, но за четыре года ни один из них полностью так и не был реализован.

В ОБСЕ привычно продолжают призывать все стороны конфликта к всеобъемлющему выполнению Минских соглашений. Так, на днях специальный представитель действующего председателя ОБСЕ в Украине и Трехсторонней контактной группе Мартин Сайдик уговаривал все стороны конфликта «к целенаправленным действиям по полному и всеобъемлющему выполнению…». Привычными стали и раздающиеся с разных сторон «нормандского формата» заявления о безальтернативности Минска. При этом и украинская, и российская стороны продолжают обвинять друг друга в невыполнении соглашений.

В итоге невыполняемые Минские соглашения закрепили за собой статус основной формулы, в рамках которой нужно искать умиротворения на Донбассе — и только. Как показали прошедшие годы, официально отказаться от выполнения Минских соглашений Киев не может. Резолюция Совбеза «забетонировала» Минские соглашения, превратив их в документ международного права. Таким образом, Минские соглашения держатся на международной правовой легитимности. Политика антироссийских санкций привязана к выполнению Минских соглашений. Официальный выход Украины из соглашений будет означать и крах оснований для санкционной политики ЕС в отношении России. Недавно российский министр иностранных дел Сергей Лавров указал на «бесперспективность занятой Брюсселем позиции в отношении того, что нормализация отношений с Россией возможна только после выполнения Москвой Минских договоренностей по украинскому урегулированию».

Сейчас кандидаты в президенты Украины не спекулируют темой Донбасса и не предлагают простых решений. Юлия Тимошенко предлагает решать проблему в формате «Будапешт+». Но это изначально нереализуемый план. И потом, ни у одного из кандидатов в президенты — Зеленского, Бойко, Гриценко — нет никакого конкретного плана по мирному урегулированию на Донбассе. Ясно и то, что при президенте Порошенко конфликт никогда не будет решен. Внутренняя ситуация на Украине такова, что при нынешнем украинском политикуме даже невозможно вернуться к обсуждению выполнения Минских соглашений в Верховной раде. Действующие политики, особенно в избирательный год, боятся говорить о каком-либо компромиссе из-за продолжающейся риторики президента Порошенко и опасности в преддверии парламентских выборов получить ярлык «агента Путина». В теме войны к началу избирательной кампании на Украине Порошенко оказался (по крайней мере, так представляется) правее Тягнибока и Яроша. На практике же реализуется ситуация «ни большой войны на Донбассе, ни мира», но конфликт не замораживается. Реалии «ни войны — ни мира» закрывают Украине путь выхода из стагнации. Кроме того, такая вялотекущая окопная война разлагает военных по обе стороны фронта.

Недавно в угоду настроениям избирателей Порошенко решил понизить градус воинственной риторики и заговорил о «холодном мире» с Россией. Однако до ситуации «холодного мира» надо еще дойти. И здесь следует понимать: чем дольше длится нынешняя неопределенная ситуации, тем больший компромисс для мирного урегулирования потребуется со стороны Украины. Если бы украинская сторона выполнила Минские соглашения весной 2015 года, то она уже имела бы замиренный регион. Теперь же, спустя четыре года, Донбасс стал полностью пророссийским.

Из «новаций» последнего — четвертого — года невыполняемого «Минска»: Украина изменила правовой формат вялотекущих военных действий с т. н. антитеррористической операции на «Операцию объединенных сил». И это при том обстоятельстве, что реформирование украинской армии по стандартам НАТО к 2019 году было полностью провалено.

Другой частный момент. В сентябре 2018 года бывший президент Леонид Кучма под предлогом достижения преклонного возраста отказался возглавлять Минскую группу. Кто сейчас ее возглавляет со стороны Украины, мало кто и знает — настолько это незначительно. Подскажем. Это 77-летний Евгений Марчук — экс-глава СБУ (1991−1994), экс-премьер (1995−1996) и экс-министр обороны (2003−2004). С противостоящей Киеву стороны гибель Захарченко осенью 2018 года стала определенным этапом в работе минских переговорщиков. Таковы формальные итоги за год «Минского процесса»

Как свидетельствуют опросы общественного мнения, вопрос о войне и мире стоит на первом месте в актуальном ценностном перечне у украинских избирателей в предвыборные кампании 2019 года. По мнению 67% опрошенных, больше всего сейчас Украине не хватает мира. И количество тех, кто придерживается подобной точки зрения, с мая 2018 года выросло на 5%.

Очевидно, что ключ к решению войны на Востоке находится в головах украинцев. Это показывают ответы на пункты в опросах относительно конкретных путей достижения мира. По исследованию в последние недели декабря 2018 года украинской социологической службы «Центр Разумкова», 15% опрошенных полагали, что для достижения мира надо идти на любые компромиссы с ДНР, ЛНР и Россией. Т. е. этих людей Минские соглашения вполне устраивают. 52,45% опрошенных были согласны на отдельные компромиссы. Как представляется, половина украинцев готова обсуждать компромиссы. И только 17% выступают за решение вопроса через продолжение военных действий. За продолжение войны — примерно столько же, сколько за безоговорочное выполнение Минских соглашений. Между этими крайними равновесными точками подвешено основное поле, мнение которого требуется изменить.

Что касается проблемы автономии, то только треть опрошенных согласна на предоставление «отдельным районам» Донбасса экономической и культурной автономии, но только не политической. Т. е. никаких своих парламентов, правоохранителей и милиции. И всего 15% готовы на полную амнистию для участников войны с противоположной Киеву стороны фронта.

Таким образом, украинское население противится Минским соглашениям, имея негативные представления о их содержании. Так, например, 11-й пункт Минских соглашений недавно назвали «планом Медведчука», после чего возбудили против «кума Путина» уголовное дело.

Среди самых неприемлемых вариантов компромисса большинство респондентов назвали проведение выборов на условиях ДНР и ЛНР, проведение амнистии для всех участников боевых действий, создание милиции «особых районов» — т. е. опрошенные украинцы выразили несогласие с ключевыми пунктами Минских соглашений, гарантировавших «самоуправление» особых районов. Треть по-прежнему полагает, что международное давление на Россию — это самый эффективный способ для достижения мира. Т. е. существенный сегмент общественного мнения на Украине верит в действенность санкционной политики Запада против Российской Федерации.

При подобном положении на днях украинский политолог Руслан Бортник на Ukrlife.TV высказал мнение, что тот, кто из подобного тупика выведет и завершит конфликт на Донбассе, наверняка получит Нобелевскую премию мира. Так что на кону для украинской политики большой индивидуальный престижный приз.

Подвижки в вопросе войны и мира могут пойти только после кардинального обновления состава Верховной рады. В нем депутатами станут неучастники Майдана и невыгодоприобретатели от переворота 2014 года, не причастные к развязыванию гражданской войны и приобретению личных благ от ее продолжения. Наличный состав исполнительной и законодательной власти на Украине опасается, что завершение конфликта на Донбассе поставит вопрос о юридической ответственности конкретных лиц за его развязывание и за военные преступления. Кстати, прямые намеки о пути в суд для неназванных лиц звучат с разных сторон в ходе избирательной кампании. Поводом для судебных преследований могут стать не только коррупция и получение личной финансовой выгоды от войны, но и ответственность за принятие конкретных политических решений по Крыму и Донбассу. Под угрозой и личная судьба нынешнего президента Порошенко, и спикера рады Парубия, и секретаря СНБО Турчинова.

Вместе с тем, как считает большинство серьезных украинских экспертов, судьба Донбасса зависит преимущественно от характера отношений между Россией и Западом, а не от украинских внутриполитических раскладов. Из последнего здесь актуально, как оказывается, невключение 7 февраля 2019 года в Конституцию Украины поправок о ее стремлении в НАТО и ЕС и недавний отказ американцев обсуждать вопрос о предоставлении Украине официального статуса союзника США во время визита в Вашингтон министра иностранных дел Украины Павла Климкина.

Тема международных миротворцев, выходящая за рамки Минских соглашений, остается пока во многом чисто информационным шумом, не имеющим практических значений. Главным препятствием здесь остается стремление исключить возможность того, чтобы подобно Балканам потенциальные миротворцы на востоке Украины стали фактором дополнительной эскалации.

В этом плане весьма поучительна история с т. н. планом Сайдика, прозвучавшая в конце января 2019 года на Украине во время президентской избирательной кампании. На самом деле, как оказалось, «план Сайдика» — это никакой и не план, а всего лишь материал для обсуждения под названием «Документ для обсуждения. Совместная миссия ООН/ОБСЕ в Восточной Украине». И еще, как оказалось, австрийский дипломат и специальный представитель действующего председателя ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартин Сайдик не является единственным его автором. Среди авторов «Документа для обсуждения» и глава СММ ОБСЕ на Украине Эртурул Апакан (Турция), и представитель ОБСЕ в политической подгруппе в Минске Пьер Морель (Франция). Морель уже стал известен как автор «плана» его имени.

История о «плане Сайдика» просочилась в СМИ во время встречи в Милане в декабре 2018 года Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Детали же его прозвучали 24 января 2019 года в интервью с Сайдиком австрийского издания Kleine Zeitung.

По большому счету, «план Сайдика» основывается на идее «честного маклерства» в отношении безопасности ДНР и ЛНР на переходный период реинтеграции в Украину и обретения регионом автономии. Ввод в ДНР и ЛНР 20 тыс. миротворцев ООН обуславливается недопущением туда украинской армии. Временная миротворческая администрация ООН/ОБСЕ служит гарантией защиты этой территории от возможных агрессивных действий со стороны Украины.

Минские соглашения, полагает Сайдик, «не совсем четко прописаны». Его «план» предлагает их конкретизацию через повышение статуса Минских соглашений путем включения их положений в международный договор, подлежащий ратификации в странах «нормандской четверки». Составной частью договора станет т. н. формула Штайнмайера — обмен «всех на всех» и возобновление транспортных и финансовых контактов между Украиной и самопровозглашенными республиками. После выборов «особый статус» «отдельных районов» вступит в силу по «формуле Штайнмайера». Граница будет передана под контроль Украины только после введения особого статуса.

Характерна реакция украинской стороны на вполне себе конструктивные предложения. Украинское издание «ЛИГА БизнесИнформ» опубликовало в переводе и прокомментировало «план Сайдика» в публикации с характерным названием «Зверь у ворот».

Судя по цитатам, «план Сайдика» в Киеве сочли частью «подрывных планов России», а самого Сайдика — «агентом Кремля»:

«Сайдик не просто хорошо знает эту страну, Россия — его вторая родина»; «План Сайдика» помогали писать в Москве”; «Гибридная полиция». Боевики не сложат оружие, а станут «полицией»”;

«Признание марионеток». Местные власти организуют выборы. «Это — легитимизация террористов ЛНР/ДНР»;

«Россия не платит за восстановление Донбасса. Россия контролирует»;«Забирать Донбасс, нашпигованный российскими структурами, — это точно конец европейской и демократической Украине».

Министр Климкин выступил в том смысле, что Украина никогда не допустит легализации структур, которые Россия создала на оккупированных территориях, и «инкорпорации этих структур в Украину». По словам Порошенко, те, кто предлагают любые новые формулы с Россией за рамками Минских соглашений, «просто ищут оправдания России для того, чтобы снять с нее санкции».

Таким образом, в Киеве в очередной раз подтвердили, что для них неприемлем сам факт автономии «отдельных районов», т. е. ключевая политическая канва минского урегулирования.

Подобный скандальный и оскорбительный отказ от предложений, исходящих от дипломатов ОБСЕ, еще раз продемонстрировал, что на Украине нет конструктивной дискуссии о выполнении Минских соглашений. Из-за этого невозможна подобная дискуссия и в рамках «нормандского формата». Со стороны Украины нет и плана реализации Минских соглашений. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин год назад обещал дорожную карту. Но ее тоже нет. «15 шагов к миру» Порошенко давно неактуальны. И в то же время любой предложенный план с порога отметают в Киеве, а это означает, что рано или поздно европейцы подойдут к идее снятия санкций с России из-за заведомой непродуктивности Минска.

А пока «украинский вопрос» отходит все дальше и дальше с актуальной повестки дня Европы. Европа укрепляет восточные рубежи НАТО, оставляя Украину в качестве своего предполья. В этих условиях продолжающийся конфликт на Донбассе продолжает истощать и изматывать Украину. Украина не становится сильней, а «боевой дух» ее населения и вооруженных сил снижается. Это, в частности, показал недавний инцидент в Керченском проливе.

И если конфликт на Донбассе не решается через Минские соглашения, то он будет откладываться через замораживания. Это общая тенденция, логику которой и предстоит принять новоизбранному президенту Украины и переизбранному составу Верховной рады.

Дмитрий Семушин