Русских школьников Эстонии уличили в низкой мотивации

      Комментарии к записи Русских школьников Эстонии уличили в низкой мотивации отключены

«У учеников эстонских школ мотивация к учебе выше, чем у их сверстников из школ с русским языком обучения», — считает лектор психометрии Института психологии ТУ Карин Тяхт. Ее слова привела аналитическая программа канала ETV+ «Актуальная камера+», посвятившая сюжет результатам исследования PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Авторы этого исследования пришли к выводу, что учащиеся русских школ Эстонии по академическим показателям отстают от своих эстоноязычных сверстников примерно на год, пишет err.ee.

«Исследование PISA было задумано не только для оценки и сравнения учебных результатов учеников. Ученикам задаётся много других, так называемых „фоновых вопросов“. Исходя из ответов мы смогли узнать, насколько мотивированы ученики, как они чувствуют себя в школе. Если мы посмотрим на мотивацию к учебе, то у учеников в эстонских школах она выше, они нацелены на достижения, они хотят быть лучшими в важных для них предметах. Например, интересно, что ученики эстонских школ уверены, что получаемые знания нужно подтверждать научным путем, при помощи экспериментов. В этом аспекте между учениками тоже было большое различие», — добавляет Тяхт.

По словам вице-мэра Таллина Вадима Белобровцева, курирующего сферу образования в городе, в том, что показатели учеников в местных русских школах по реальным предметам отстают от результатов школ с эстонским языком обучения, виноваты в том числе и политики. «Здесь, в первую очередь, мы должны говорить об экспериментах, которые периодически пытаются ставить над русскоговорящими учениками. Мы можем вспомнить знаменитый переход на систему „60 на 40“ (при которой на родном языке преподается менее половины предметов — EADaily) в русских гимназиях. Когда этот переход начали осуществлять, говорили, что это и есть то, благодаря чему мы научим эстонскому языку учеников 11−12 классов. На практике оказалось, что это совершенно не работает», — комментирует вице-мэр.

Результаты тестирования прокомментировал и гость еженедельной программы ETV+ «Интервью недели» учитель Таллинской Тынисмяэской реальной школы Игорь Калакаускас. «Я считаю, что на русские школы Эстонии оказывается беспрецедентное и постоянное давление со всех сторон. Русские школы обязаны всем, русские учителя всегда приводятся в пример, как не поспевающие за современными передовыми технологиями. Если вспомнить, в какой обстановке живет русская школа, абсолютно нечему удивляться. Прессинг со стороны „Языковой инспекции“ тоже не сильно поднимает настроение учителям. Я не буду говорить о том, насколько правомерны эти рейды, но они совершаются и вносят нервозность. Сюда же надо отнести постоянное муссирование в СМИ, что русская школа не так и не тому учит. Каждый второй журналист заявляет о том, что русские живут в своем инфопространстве и не хотят выходить из него, что каждый второй из нас — агент Кремля. Из-за такой нервозной обстановки многие учителя не видят смысла в своей деятельности. Я не говорю глобально. Они стараются работать, но понимают, что в любую секунду им могут сказать: „Спасибо, до свидания“», — сетует педагог.

Калакаускас напоминает, что в последнее время правые политики Эстонии активно настаивают на ликвидации русскоязычного образования как такового. «Скажите, в такой ситуации учителя будут сильно переживать о том, чтобы идти в ногу со временем и быть впереди планеты всей? Я бы не сказал, что они делают работу не так хорошо. Нервозность — это само по себе уже плохо. Есть ситуация: наиболее мотивированные ученики русских школ переходят в эстонские. Этот процесс идет постоянно. И в целом то, что остается в русских школах — не всегда самое лучшее. Да, я работаю в школе, где нет этой проблемы. Однако я знаю немало школ в Таллине и других местах, где оказавшись на уроках понимаешь, какой непростой контингент там учится. Здесь социальные причины играют большую роль. Компьютер, который выбирает для теста PISA учеников, почему-то подбирает самых слабых. Когда вывешивается список, кто будет выполнять тест, мы (учителя) каждый раз смеемся: „надо же — олимпиадников и отличников раз — два, а все остальные не очень успешные учащиеся“», — отмечает педагог. Он добавляет, что общую ситуацию в русских школах можно охарактеризовать словами — «мы плывем на „Титанике“».

Напомним, что 5 декабря эстонский Рийгикогу (парламент) отклонил представленный фракцией Партии реформ законопроект, обязывающий правительство составить программу по переводу образования в стране полностью на государственный язык. В момент голосования на месте находилось 67 депутатов из 101. За представленный на первое чтение законопроект проголосовали 50 депутатов, двое были против, двое воздержались, а 15 голосовать не стали. Тем самым законопроект выведен из производства и не допущен к второму чтению. «Очевидно, с точки зрения перемен в обществе это самая существенная в повестке дня реформа, суть которой провалили. Рийгикогу проголосовал по нашему законопроекту по единству начального и школьного образования в Эстонии, провалив его. Пятьдесят за, двое против, а нужен был пятьдесят один голос», — написал в социальных сетях после голосования председатель фракции Партии реформ Юрген Лиги (бывший министр образования страны).

По его словам, последние 25 лет тема перевода иноязычного дошкольного и школьного образования на эстонский язык «героически избегалась». Он признался, что, будучи профильным министром, лично убедился, что вопрос так до конца и не проработан самим министерством и «никогда серьезно не поднимался». Лиги заявил, что с 2017 года изменилось отношение самих русских к эстонизации своего образования. «У русских Эстонии есть желание улучшить свое положение в обществе, получить лучшее образование», — сослался он на публикации эстонских СМИ, так и не назвав источники. При этом, как он уверен, русские довольны тем, что эстонские политики не могут договориться по вопросу национального образования. «Пока они ссорятся между собой, они нам не мешают», — привел он мнение русского населения страны. Накануне Лиги призвал все парламентские партии подняться выше партийных предпочтений и выступить «от имени всего эстонского народа», поддержав законопроект Партии реформ.