Смута в мечети Пензы: бумеранг вернулся к Совету муфтиев России

      Комментарии к записи Смута в мечети Пензы: бумеранг вернулся к Совету муфтиев России отключены

Пензенская область среди российских исламоведов известна как регион, в котором отсутствие организационного единства среди мусульман проявляется наиболее ярко. Регион, в котором проживает менее 1,5 млн человек, а мусульмане составляют всего 6,2%, периодически сотрясают конфликты между муфтиятами. Главной причиной подобных неурядиц является стремление муфтиев добиться контроля за максимально большим количеством мечетей: чем больше приходов, тем более могущественным ты выглядишь в глазах светских властей и населения.

Основная часть коренного мусульманского населения региона, представленного поволжскими татарами, проживает в сельской местности, где и располагается большинство мечетей. В Пензе в настоящий момент действует соборная мечеть, идет строительство второй мечети. Именно контроль за ними и стал причиной нового раздора, получившего всероссийскую огласку.

23 марта в здании Дома молодежи Пензы состоялось собрание прихожан соборной мечети Пензы во главе с председателем ее общины Джафяром Куряевым, который занимается строительством второй мечети в городе. Основной вопрос на собрании касался выхода соборной мечети и строящейся мечети из подчинения Совета муфтиев России (СМР) под председательством Равиля Гайнутдина и перехода в юрисдикцию Центрального духовного управления Пензенской области (ЦДУМ ПО), во главе которого находится муфтий Асият Уразаев. Желание общины соборной мечети Пензы выйти из подчинения структуры Гайнутдина вызвало резкое неприятие у его ставленника в регионе — выпускника одного из исламских университетов Саудовской Аравии Ислама Дашкина, муфтия ДУМ Пензенской области, которое находится в юрисдикции СМР. Авторитарный стиль управления Дашкина вызывал возмущение у Куряева и прихожан соборной мечети Пензы, а потому было решено перейти в другой муфтият. Поняв, что подобное реально, Дашкин при содействии приведенных им молодых людей спортивного вида попытался сорвать собрание. Все это вылилось в откровенную потасовку с сотрудниками правоохранительных органов, вынужденными охранять Куряева и его сторонников, что хорошо видно на видеозаписи.

Несмотря на попытки силового давления на прихожан соборной мечети Пензы, собрание состоялось и было признано легитимным: в президиуме съезда были Джафяр Куряев, Юсеф Куряев, их родной брат предприниматель Рифат Куряев, поддерживающие братьев Куряевых татарские аксакалы. На съезде большинством голосов было принято решение о разрыве общины с СМР и переходе в юрисдикцию ЦДУМ ПО, чей муфтий Асият Уразаев также был на мероприятии.

Здесь важно отметить, что муфтият Уразаева был зарегистрирован в октябре 2018 года в Средней Елюзани — самом большом татарском селе области, историческом и культурном центре татарского ислама в регионе. ЦДУМ ПО — полностью автономный муфтият и не относится ни к СМР, ни к какому-то еще крупному межрегиональному муфтияту России. По словам Уразаева, цель создания ЦДУМ ПО — преодоление раскола в общине мусульман Пензенской области.

Поняв, что обе мечети Пензы могут уйти из-под контроля СМР, Дашкин организовал весьма необычную для мусульман форму протеста: его сторонники с 27 марта объявили голодовку — против того, чтобы соборная мечеть Пензы меняла юрисдикцию. В голодовке участвуют мусульмане города Пензы, города Сурска и села Средняя Елюзань. Возможно, что присоединятся жители татарского села Индерка в Сосновоборском районе области. Впрочем, такая акция мало что даст ее организаторам практически, расчёт здесь больше на пиар-эффект.

Понятно, что Джафяр Куряев для Дашкина — неблагодарный человек. Как утверждает Дашкин, в 2011 году Куряев, якобы с его помощью, получил пост председателя общины мечети, а чуть позже инициировал захват мечетного комплекса.

По словам Дашкина, повод для демарша против СМР Куряеву дает фактор финансовой зависимости городской общины от Куряева и его семьи. В частности, как говорит Дашкин, Куряев утверждает, что собрал 30 млн рублей через благотворительный фонд «Сияние» на строительство второй пензенской мечети. В 2001 году, продолжает Дашкин, Куряев и его родственники смогли отбить соборную мечеть от нападок бандитов, за что и были введены в руководство общиной. «А теперь Джафяр считает, что он хозяин мечети и может делать все, что ему вздумается», — говорит Дашкин.

Больше всего Совет муфтиев России возмущает тот факт, что на собрании общины под руководством Куряева 23 марта присутствовал Владимир Айкашев — ответственный за религиозную сферу чиновник из правительства Пензенской области, тем самым еще больше делая легитимным решение общины соборной мечети Пензы уйти от Гайнутдина в другой муфтият.

Однако среди экспертов совершенно другое мнение о ситуации в Пензе. Известный российский исламовед профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев, комментируя EADaily события, полагает, что перед нами очередное свидетельство кризиса внутри СМР:

По словам ученого, «сепаратизм» входящих в Совет муфтиев России региональных муфтиятов — не уникальная ситуация.

EADaily напоминает, что бывший имам городской мечети Кургана Али Якупов, отметившийся призывами в соцсетях к уничтожению коммунистов и всех немусульман, — родом из Средней Елюзани. С начала 2000-х годов за Средней Елюзанью закрепился статус ваххабитского анклава. Местных ваххабитов возглавили уроженцы села, прошедшие обучение в Саудовской Аравии. К 2005 году под контролем ваххабитов находились четыре мечети села, в 2013 году — все восемь мечетей. В восьмой по счету мечети ваххабиты разогнали собрание прихожан — приверженцев традиционного ислама, и объявили имамом мечети своего ставленника Али Якупова. В том же 2013 году на Якупова было заведено уголовное дело по 282-й статье УК РФ «Экстремизм» за то, что тот в мечети выступал с антисемитскими проповедями. Некоторое время спустя Якупов был переведен по линии СМР из Пензенской области в Курган, а после истории с уголовным делом за разжигание ненависти к коммунистам на религиозной почве уехал оттуда. Впрочем, и в Кургане ученики Якупова вскоре были обвинены в призывах к терроризму.

Многие елюзанские ваххабиты были замечены в рядах запрещенных в России террористических группировок. С 2015 года числится в розыске елюзанский предприниматель Ильяс Бикмаев, уехавший через Турцию на «джихад» в Сирию. Да и сам «гайнутдиновский» муфтий Ислам Дашкин становился объектом внимания правоохранительных органов: в 2013 году у него в ходе обыска изъяли планшет и компьютер с содержащимися там материалами экстремистского толка.

Сафаргалиев напомнил предысторию:

Муса Галиакбаров, Артур Переверзев