Самолеты МиГ-29, по-прежнему находящиеся на вооружении ВВС Польши, на протяжении десятилетий зарекомендовали себя блестяще. Кроме прекрасных боевых характеристик, они отличились также высокой надежностью в эксплуатации: в течение почти 30 лет их службы не произошло ни одной авиакатастрофы. И вдруг последние месяцы принесли целую серию трагедий: буквально раз в полгода разбивался один МиГ-29. В чем же дело? Что вдруг изменилось?
Первые самолеты МиГ-29 появились в Польше в 1989 году — во времена совсем неблагоприятные для советской военной, как, впрочем, и для каждой иной, техники родом из СССР. Когда они прилетели на военный аэродром в Минске Мазовецком (город, входящий в варшавскую агломерацию, расположен в 30 км на восток от польской столицы), в стране заканчивалась эпоха Польской Народной Республики, новые власти начали резкий поворот на Запад, к «западным ценностям» и к западным же союзникам.
ПНР намеревалась купить более ста таких МиГов, однако дело ограничилось всего лишь двенадцатью машинами. К тому же уже в 1991 году была распущена Организация Варшавского договора, а затем распался Советский Союз. Польские пилоты, которым удалось полетать на новых МиГах, были восхищены этими машинами. За банальным утверждением о том, что это был самолет мирового класса, скрывались конкретные факты: отличный радар, боевые ракеты значительной дальности, первоклассное навигационное оборудование, прекрасная маневренность.
Восторженные мнения о самолете со стороны польских летчиков привели к парадоксу: несмотря на то, что «новая» Польша усиленно рвалась в НАТО, в 1996 году власти решили расширить парк этих машин, причем очень нетипичным методом. С Чехией был проведен обмен 11 новых вертолетов марки «Сокол», производимых в Польше, на 10 МиГов, находившихся на вооружении чешских ВВС.
Чехословакия до распада Организации Варшавского договора успела купить 20 таких самолетов, а затем — после раздела страны — Чехия и Словакия поделили их пополам. Чехи не кричали о «российской военной угрозе» и никогда не имели милитаристских склонностей, поэтому охотно избавились от своих дорогостоящих и смертоносных игрушек.
Позже польской военной авиации подвернулся еще более выгодный вариант получения очередных МиГ-29. На момент объединения Германии в ГДР было 24 машины этого типа. Стали они для НАТО ценным трофеем, причем с очень практическим значением. Немцы высылали эти машины на всевозможные учения, поскольку каждый американский, британский или французский ас мечтал испытать свои силы в воздушном поединке с самым грозным противником, каким был тогда МиГ-29. И свои машины немцы заездили почти насмерть. А затем решили продать Польше по символической цене — 1 евро за самолет (таким образом избежали налога на подарок).
В итоге Польша получила 22 таких самолета (из 24 машин родом из ГДР одна разбилась в Германии уже после объединения, а одну немцы оставили у себя в музее на память). Из полученной партии самолетов только 10 машин после серьезных ремонтов удалось поставить на вооружение польских ВВС. Остальные были использованы как своего рода магазины запчастей во время ремонтов, а два из них попали в музеи как выставочные экспонаты.
В результате этих обменно-дарственных операций численность МиГов в польской военной авиации солидно возросла — до 32 самолетов. Из них можно было создать две эскадрильи по 16 машин каждая: одну с дислокацией в упомянутом выше Минске Мазовецком, а другую — в Мальборке (на севере страны, под Гданьском).
Многие годы эти самолеты безотказно служили в польском небе. Однако их безаварийность закончилась 18 декабря 2017 года, когда при заходе на посадку на аэродром в Минске Мазовецком разбился первый МиГ-29, его пилот выжил, хотя не успел катапультироваться (самолет был из числа полученных непосредственно из СССР). 6 июля прошлого года произошала очередная катастрофа, на этот раз со смертельным финалом для пилота: он успел катапультироваться, но не выжил (машина попала в Польшу из Германии). Наконец, 4 марта этого года имела место третья авария: через несколько минут после старта с базы в Минске Мазовецком разбился еще один МиГ-29, пилоту удалось успешно катапультироваться (на этот раз это была машина, полученная из Чехии).
Руководство польского Министерства национальной обороны в целом сдержанно комментировало катастрофы МиГов, отмечая, что устаревшие постсоветские самолеты (МиГ-29 и Су-22, которые находятся на вооружении польских ВВС) характеризуются «небольшой пригодностью на сегодняшнем поле битвы». В политической среде комментарии ограничивались снисходительным «ничего удивительного: постсоветский летающий металлолом опасен для полетов».
Несомненно, «руку Москвы» в этих катастрофах без особого труда нашел бы Антоний Мачеревич, который возглавлял оборонное ведомство с ноября 2015 до января 2018 года и которого по причине патологической русофобии многие поляки называли «министром войны с Россией».
Он рьяно искал «свою правду» о Смоленской катастрофе 10 апреля 2010 года, в которой погибли 96 человек из состава официальной делегации во главе с президентом Польши Лехом Качиньским. И эту «правду» нашел, несмотря на совершенно однозначные итоги расследований, проведенных Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) в Москве и специальной польской комиссией.
«Правда» Мачеревича о причинах Смоленской катастрофы такова:
Тем временем обстоятельства по крайней мере одной из катастроф МиГов очень похожи на ситуацию под Смоленском: трудные погодные условия, неопытный пилот и его бравада…
Официальная Варшава использовала серию крушений МиГов для обоснования очередного витка для гонки вооружений, в которой Польша добровольно участвует в составе НАТО. На недавних торжествах по случаю 20-летия членства Польши в Североатлантическом альянсе представители руководства объявили о намерении увеличения военных расходов до уровня 2,5% ВВП, хотя уже сейчас Польша находится в небольшой группе рекордсменов среди стран — членов НАТО, которые направляют на военные нужды 2% ВВП.
Что касается модернизации военной авиации, было заявлено о решении покупки до 2026 года 32 американских боевых самолетов пятого поколения F-35. Буквально спустя несколько дней аппетит польского руководства возрос до 48 таких самолетов — столько же американских самолетов F-16 сейчас находится на вооружении польских ВВС.
Ни для кого не секрет, что такая сделка откроет возможность для многомиллиардного и многолетнего дренажа польского бюджета — не только бюджета Министерства обороны. За 48 самолетов типа F-16 в 2003 году Польша заплатила $ 3,5 млрд, а недавно Бельгия заказала 34 машины типа F-35 за $ 4 млрд.
Поэтому уже сейчас президент Польши Анджей Дуда предусмотрительно выступил с идеей финансирования этого контракта в форме общенациональной программы — проекта, выходящего за рамки бюджета оборонного ведомства.
Александр Шторм, специально для EADaily из Варшавы